Аннотация:
Рассмотрены подходы к решению проблемы выбора образовательной траектории и определены преимущества использования рекомендательных систем для ее решения. Сформулирована задача холодного старта рекомендательных систем и выбран способ ее решения, основанный на создании гибридной рекомендательной системы, объединяющей нечеткую экспертную систему на основе правил и рекомендательную систему с использованием нечеткой совместной фильтрации. Общий подход реализуется применительно к проблеме выбора направления обучения на этапе поступления в высшее учебное заведение. В качестве исходных данных используется модифицированный тест Климова на выбор профессии. Приведены правила оценивания метрик и близости нечетких треугольных данных. На основе принятого нечеткого представления описываются алгоритмы нечеткой экспертной системы и нечеткой рекомендательной системы с совместной фильтрацией. Комбинация двух подходов достигается путем генерации псевдоданных с помощью экспертной системы. Это позволяет решить задачу холодного старта и получить рекомендательную систему, качество которой постепенно улучшается благодаря подстановке значений из реальных запросов пользователей в базу данных. Тестирование программ, реализующих предложенные алгоритмы, подтвердило работоспособность построенной системы нечетких рекомендаций.