RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2024, выпуск 3, страницы 3–19 (Mi pu1354)

Обзоры

Современные подходы к диагностике и прогнозированию технического состояния электромеханического привода летательного аппарата

Е. Л. Кулида, В. Г. Лебедев

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, г. Москва

Аннотация: В связи с реализацией концепции электрических самолетов отмечена необходимость обеспечения высокой надежности электромеханических приводов, являющихся важными компонентами авиационных систем. Рассмотрен структурный состав электромеханического привода и виды его неисправностей. Приведен обзор методов диагностики неисправностей электромеханического привода, основанных либо на моделировании электромеханического привода, либо на анализе сигналов, поступающих в процессе функционирования электромеханического привода, а также гибридных методов, сочетающих в себе оба этих подхода. Исследованы преимущества, недостатки и трудности в применении различных подходов. Особое внимание уделено методам диагностики электромеханических приводов на основе глубокого обучения, которые позволяют в автоматическом режиме обрабатывать сигналы и реализовать комплексную диагностику неисправностей. Представлена концепция технического обслуживания авиационной техники, в частности электромеханических приводов, на основе оценки технического состояния и прогнозирования оставшегося срока полезного использования с целью предупреждения неисправностей до их появления. Для решения проблемы технического обслуживания летательных аппаратов на основе прогнозирования выделен ряд гибридных подходов. Приведен обзор отечественных разработок в области авиационной диагностики с применением машинного обучения.

Ключевые слова: летательный аппарат, электромеханический привод, метод диагностики неисправностей, оценка технического состояния.

УДК: 629.7

Поступила в редакцию: 16.02.2024
Исправленный вариант: 07.03.2024
Принята в печать: 23.04.2024

DOI: 10.25728/pu.2024.3.1


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2024:3, 2–15


© МИАН, 2024