RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Проблемы управления // Архив

Пробл. управл., 2024, выпуск 4, страницы 61–73 (Mi pu1363)

Управление техническими системами и технологическими процессами

Способ идентификационного управления мостовым краном с новым расположением совмещенного датчика линейного ускорения и угловой скорости

С. П. Круглов, С. В. Ковыршин, Д. В. Буторин

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», г. Иркутск

Аннотация: Рассмотрен способ автоматизации управления мостовым краном при текущей неопределенности его параметров, параметров переносимого груза и внешних возмущений. Целью управления является перемещение груза в горизонтальной плоскости в точку, обеспечивающую итоговую доставку груза в назначенное место с одновременным парированием угловых колебаний подвеса и обеспечением заданных динамических характеристик. Для этого применен подход, основанный на схеме управления с алгоритмом текущей параметрической идентификации, неявной эталонной модели и «упрощенных» условиях адаптируемости с нацеленностью на непосредственное отслеживание перемещения груза. Закон управления формирует заданную скорость тележки, отрабатываемую сервоприводом. При выборе параметров закона управления используются паспортные данные крановой установки. В отличие от ранее опубликованных работ по этой тематике предлагается решение, которое является более простым, надежным в эксплуатационном плане и менее дорогостоящим. Это достигается расположением совмещенного датчика, включающего акселерометр и датчик угловой скорости, на тросе подвеса около тележки крана, использованием алгоритмического решения, не требующего предварительного вычисления дрейфа датчика угловой скорости, и более эффективной процедуры текущей параметрической идентификации. Приведены результаты компьютерного моделирования, подтверждающие указанное. Аналогичный пример был реализован и на экспериментальной установке.

Ключевые слова: мостовой кран, автоматизация управления, текущая параметрическая неопределенность, алгоритм параметрической идентификации, аппроксимация.

УДК: 621.874;681.51

Поступила в редакцию: 12.04.2024
Исправленный вариант: 28.06.2024
Принята в печать: 15.07.2024

DOI: 10.25728/pu.2024.4.5


 Англоязычная версия: Control Sciences, 2024:4, 52–62


© МИАН, 2025