RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Успехи химии // Архив

Усп. хим., 2023, том 92, выпуск 7, страницы 1–27 (Mi rcr4430)

Эта публикация цитируется в 3 статьях

Контролируемое воспламенение низкоуглеродных газомоторных топлив на основе природного газа и водорода: кинетика процесса

В. С. Арутюновabc, А. В. Арутюновab, А. А. Беляевa, К. Я. Трошинa

a Федеральный исследовательский центр химической физики им. Н.Н. Семенова Российской академии наук (ФИЦ ХФ РАН), Москва, Российская Федерация
b Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Российская Федерация
c Федеральный исследовательский центр проблем химической физики и медицинской химии РАН, Черноголовка, Московская обл., Российская Федерация

Аннотация: Перспективы широкого использования в энергетике и на транспорте экологически чистого низкоуглеродного газового топлива на основе природного газа, водорода и их смесей, а также синтез-газа, делают необходимой детальную информацию о кинетике их воспламенения при температуре ниже 1000 K, при которой происходит воспламенение топлива в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и газовых турбинах. Эта же область температур важна и для мониторинга условий хранения и транспортировки таких топлив. При наличии большого массива работ, относящихся к изучению воспламенения таких классических объектов исследования, как метан и водород, очевиден явный недостаток исследований реальных природных газов и газовых смесей. Но даже для метана и водорода наблюдаются серьезные противоречия между результатами исследований их воспламенения при высокой температуре (Т > 1000 K), проводимых в основном методом ударных волн в сильно разбавленных смесях, и кинетическими оценками для реальных условий работы с ними или их использования в ДВС. Важен также учет особенностей воспламенения при Т < 1000 K синтез-газа, наиболее крупнотоннажного базового продукта газохимии и основного промышленного источника водорода. Серьезные расхождения между экстраполяцией результатов исследований высокотемпературного воспламенения этих газов в область более низких температур и результатами кинетического моделирования этих процессов делают необходимым анализ их причин. На основе новых экспериментальных результатов исследования процессов воспламенения метаноалкановых и метановодородных смесей, которыми являются реальные газовые топлива, и их кинетического моделирования в обзоре показаны значительные изменения в этих процессах в области Т < 1000 K. Эти изменения в процессе воспламенения при изменении температуры, давления и состава смеси связаны с существенными изменениями в этой области температур в механизмах окисления метана и водорода. В основном они определяются изменениями с температурой и давлением в кинетике и, соответственно, роли пероксидных соединений и радикалов при окислении метана и водорода. Установленные особенности ставят вопрос об адекватности существующих критериев оценки детонационной стойкости газомоторных топлив, в первую очередь, содержащих водород, при их использовании в ДВС, а также оценки их взрывоопасности и мер, принимаемых для безопасной работы с ними. В обзоре рассмотрены возможные методы улучшения детонационных характеристик природных и попутных газов до требований, предъявляемых производителями энергетического оборудования.
Библиография — 128 ссылок.

Ключевые слова: природный газ, метан, водород, синтез-газ, воспламенение, окисление, кинетическое моделирование.

Поступила в редакцию: 11.04.2023

DOI: 10.59761/RCR5084


 Англоязычная версия: Russian Chemical Reviews, 2023, 92:7, 1–25

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024