RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Системы и средства информатики // Архив

Системы и средства информ., 2025, том 35, выпуск 1, страницы 59–70 (Mi ssi964)

Анализ сбоев по косвенным признакам

А. А. Грушоa, Н. А. Грушоa, М. И. Забежайлоa, Д. В. Смирновb, Е. Е. Тимонинаa, С. Я. Шоргинa

a Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук
b ПАО Сбербанк России

Аннотация: Информация о недоступности или неправильной работе сервиса для пользователя, которая получена в форме сообщения или жалобы в центр сбора такой информации, называется косвенным признаком сбоя. Такая информация генерируется пользователями сервисов, которые не ставят целью участие в изучении причин и устранении отказа в сервисе. Задачи анализа сбоев в больших распределенных информационных инфраструктурах по косвенным признакам актуальны, так как для мониторинга инфраструктуры привлекаются дополнительные объективные источники — пользователи сервисов. В статье построена формальная графовая модель информационной инфраструктуры (далее — системы), которая позволяет отражать сведения о появлениях сбоев с учетом локализации их в системе в зависимости от информативности косвенных признаков. Найдены условия выявления покрытия первопричины сбоя на различных уровнях иерархического описания системы, что означает идентификацию агрегированного объекта, в котором находится первопричина сбоя. Приведены примеры распространения сбоев и использования косвенных признаков для анализа нарушения работы системы при распространениях сбоев.

Ключевые слова: сбои, анализ сбоев по косвенным признакам, причинно-следственные связи.

Поступила в редакцию: 09.01.2025
Принята в печать: 15.02.2025

DOI: 10.14357/08696527250103



© МИАН, 2025