RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Системы и средства информатики // Архив

Системы и средства информ., 2014, том 24, выпуск 4, страницы 168–185 (Mi ssi382)

Эта публикация цитируется в 1 статье

О механизме реализации коэволюционной модели жизненного цикла разработки компьютерных программ для обучения

В. В. Вихрев

Институт проблем информатики Российской академии наук

Аннотация: На основе рассмотрения ситуации в ключевой отрасли информатизации образования — отрасли разработки программного обеспечения (ПО) для обучения — определяется круг проблем, стоящих перед отраслью, и предлагается подход к решению нескольких, самых острых из них, путем применения возможностей сервисов Интернета. Компьютерная программа — тот элемент, который превращает универсальное устройство информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в средство обучения. Качество процесса обучения, зависящее от качества программ, определяется, как следствие, состоянием дел в отрасли разработки ПО. Между тем эта отрасль исследована совершенно недостаточно. Беглый анализ элементов дискурса участников процесса информатизации образования показывает, что внешняя картина не соответствует реальным отношениям внутри отрасли. Более глубокий анализ приводит к выводу, что начиная с первых шагов информатизации отрасль держалась в значительной степени на инициативе одиночек и небольших команд энтузиастов. В условиях хронического недофинансирования основным ресурсом развития стала энергия энтузиазма. А с массовым включением учителей в процесс информатизации школы сложилась искаженная картина о месте учителя в отрасли разработки ПО. На учителя легла обязанность разработчика. Между тем его деятельность должна лишь дополнять работу программиста. Правильно распределить обязанности в процессе разработки ПО для обучения поможет система кооперации труда разработчиков и учителей, основанная на модели коэволюции, т. е. взаимосвязанного развития ПО и его применения в конкретных педагогических технологиях. Для учителя эта система предоставит консультативную информацию. Для разработчика система станет средством дополнительного исследования предметной области и инструментом сопровождения, т. е. поддержкой тех этапов жизненного цикла программы для обучения, которые в наибольшей степени страдают от недофинансирования. Система реализуется на основе сервисов Интернета.

Ключевые слова: информатизация образования; отрасль разработки программного обеспечения; образовательный сегмент отрасли разработки программного обеспечения; программное обеспечение для обучения; коэволюция; коллективный разум.

Поступила в редакцию: 18.09.2014

DOI: 10.14357/08696527140411



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024