Аннотация:
Описывается подход к анализу способов усвоения нового знания, основанный на математическом моделировании учебной ситуации, которая представлена по образцу SIR (susceptible–infected–recovered) модели Уильяма Кермака и Андерсона МакКендрика, изначально использованной для прогнозирования процесса распространения эпидемии на обширные замкнутые группы населения с {целью} предотвращения губительных последствий всеобщего заражения. Модифицированная SIR-модель позволяет изучить ряд закономерностей познавательного процесса и выявить способы поведения динамической системы в виде замкнутого малочисленного ученического сообщества, когда работа с избыточной информацией может привести к когнитивной перегрузке и ошибкам в решении учебных задач. Подход реализуется как численно-графический эксперимент на фазовой плоскости, позволяющий составить целостную картину явления и проанализировать условия движения системы к состоянию устойчивого равновесия, что эквивалентно преодолению когнитивной перегрузки.
Ключевые слова:познавательный процесс, новое знание, когнитивная перегрузка, замкнутое ученическое сообщество, модель Кермака–МакКендрика, SIR-модель, фазовая плоскость / портрет, устойчивость / неустойчивость системы.