RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Труды Института математики и механики УрО РАН // Архив

Тр. ИММ УрО РАН, 2021, том 27, номер 3, страницы 172–179 (Mi timm1847)

Качественный анализ силы тяги транспортного средства при несимметричных колебаниях ведущих колес

С. А. Решмин

Институт проблем механики им. А. Ю. Ишлинского Российской академии наук, г. Москва

Аннотация: Система уравнений прямолинейного движения транспортного средства дополнена уравнениями, описывающими процессы, протекающие в двигателе внутреннего сгорания. В результате в явном виде введено управление, пропорциональное индикаторному давлению в цилиндрах. Сформулирована задача оптимального разгона при наличии ограничений на управление. При этом также учтены механические потери, возникающие из-за вязкого трения внутри двигателя. Показано, что моменты, подаваемые с межколесного дифференциала на колесную пару, идут в основном на создание тяги. Эта особенность приводит к значительной и резкой потере максимально возможной средней силы тяги во время разгона транспортного средства при случайно возникших несимметричных или несинхронных колебаниях ведущих колес в вертикальной плоскости. Оказалось, что при колебаниях колес в противофазе и с периодическими отрывами от поверхности дороги возможна практически полная потеря тяги в идеальных дорожных условиях. Проведена аналогия с другими известными подобными явлениями, связанными в основном со свойствами межколесного дифференциала. Отмечена серьезная опасность этого редко возникающего эффекта. Указаны дополнительные необходимые условия его возникновения.

Ключевые слова: автомобили, ведущие колеса, несимметричные колебания, оптимальное ускорение, межколесный дифференциал, сила тяги, трение, проскальзывание, двигатель внутреннего сгорания.

УДК: 517.977

MSC: 70E55

Поступила в редакцию: 01.06.2021
Исправленный вариант: 11.06.2021
Принята в печать: 28.06.2021

DOI: 10.21538/0134-4889-2021-27-3-172-179



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2025