Аннотация:
Система уравнений прямолинейного движения транспортного средства дополнена
уравнениями, описывающими процессы, протекающие в двигателе внутреннего
сгорания. В результате в явном виде введено управление, пропорциональное
индикаторному давлению в цилиндрах. Сформулирована задача оптимального
разгона при наличии ограничений на управление. При этом также учтены
механические потери, возникающие из-за вязкого трения внутри
двигателя. Показано, что моменты, подаваемые с межколесного дифференциала
на колесную пару, идут в основном на создание тяги. Эта особенность приводит
к значительной и резкой потере максимально возможной средней силы тяги во время
разгона транспортного средства при случайно возникших несимметричных
или несинхронных колебаниях ведущих колес в вертикальной плоскости.
Оказалось, что при колебаниях колес в противофазе и
с периодическими отрывами от поверхности дороги возможна практически
полная потеря тяги в идеальных дорожных условиях. Проведена аналогия с другими
известными подобными явлениями, связанными в основном со свойствами
межколесного дифференциала. Отмечена серьезная опасность этого редко
возникающего эффекта. Указаны дополнительные необходимые условия
его возникновения.
Ключевые слова:
автомобили, ведущие колеса, несимметричные колебания, оптимальное ускорение, межколесный дифференциал, сила тяги, трение, проскальзывание, двигатель внутреннего сгорания.