Аннотация:
В этой статье представлены результаты применения различных методов системного анализа (CATWOE, Rich Picture, AHP, Fuzzy AHP) для оценки учебных ассистентов для преподавателей. В статье рассмотрено применение soft- и hard-методов системного анализа. Методы системного анализа рассматриваются на примере реализации программы «Учебный ассистент» в Национальном Исследовательском Университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на дисциплине «Дискретная математика». В статье показан процесс взаимодействия преподавателей с учениками и преподавателями в форме Rich Picture. Определены связующие мероприятия, встречи и даже отчеты, которые предоставляют ассистенты преподавателю. Затем описано каким образом были выбраны критерии для оценки ассистентов и оценена важность каждого критерия. Были определены три группы критериев: профессиональные навыки, навыки общения, личные качества. Каждая группа имеет некоторые подкритерий, которые были определены посредством уточняющих встреч и мозгового штурма. Также в работе был определен собственный метод оценки, который явился пререквизитом для AHP и позволивший сразу же отбросить наиболее неперспективных ассистентов. Кроме того, рассматривается применение методов AHP и Fuzzy AHP типа 2 для оценки учебных ассистентов. Выявлены сильные и слабые стороны каждого метода. Также показано, что, несмотря на мощь методов системного анализа, необходимо использовать здравый смысл и логику. Нельзя полагаться только на числа, полученные методами системного анализа, необходимо затем производить анализ результатов. В процессе работы выбирается лучший учебный ассистент, и определяется группа лучших учебных ассистентов.
Ключевые слова:системный анализ, комбинация soft и hard методов, многокритериальное принятие решений, AHP, Fuzzy Type-2 AHP, нечеткие множества.