Аннотация:
Требования к программному обеспечению достаточно трудно объективно измерить по критериям качества без вовлечения в процесс оценки непосредственно самих заинтересованных сторон. Оценка качества документов спецификации требований в автоматическом режиме может существенно сократить расходы бюджета проекта и также предотвращает появление скрытых дефектов в программном обеспечении на более поздних этапах разработки. Качество требований может быть оценено, основываясь на широком разнообразии атрибутов качества, но значение каждого такого атрибута достаточно расплывчато и не имеет строгой привязки к какой-либо измеримой метрике. Использование метода GQM (Goal-Question-Metric) в процессе построения модели оценки может помочь выявить наиболее важные критерии качества и установить связь между атрибутами и конкретными метриками, которые могут быть собраны и вычислены автоматически. Текст требований к программному обеспечению, написанный на естественном языке, может быть проанализирован при помощи инструментов NLP (Natural Language Processing) с целью выявления наиболее слабых слов и фраз, которые делают предложения неоднозначными и двусмысленными. Метрики для таких критериев качества как неоднозначность, единственность, субъективность, полнота и удобочитаемость предложены в данной работе. Описанная модель оценки качества была реализована при помощи сторонних инструментов с открытым исходным кодом для требований, написанных на русском языке.
Ключевые слова:качество требований, метод GQM, оценка качества, обработка естественного языка.