RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Труды института системного программирования РАН // Архив

Труды ИСП РАН, 2020, том 32, выпуск 4, страницы 73–88 (Mi tisp525)

Эта публикация цитируется в 2 статьях

Эффективные методы и алгоритмы синтеза видео 360 градусов на основе кубической проекции виртуального окружения

П. Ю. Тимохин, М. В. Михайлюк, Е. М. Вожегов

ФНЦ Научно-исследовательский институт системных исследований РАН

Аннотация: В статье рассматривается задача создания и воспроизведения панорамного видео с обзором 360 градусов, обеспечивающего погружение исследователя в виртуальную среду вне родительской системы виртуального окружения (СВО). Для решения этой задачи предлагается расширение метода проекции в кубическую карту, при котором разрешение карты определяется с учетом угла обзора камеры зрителя и разрешения экрана (Adequate Cubemap Projection, ACMP). В работе исследовано влияние ориентации камеры зрителя внутри куба на отношение «пиксел карты/пиксел экрана», определяющее качество визуализации панорамы, и предложен метод вычисления разрешения кубической карты для качественной визуализации панорамы при всех возможных ориентациях камеры. В работе рассмотрены эффективные метод и алгоритм создания ACMP-видео на GPU с помощью технологии рендеринга в текстуру, которые позволяют синтезировать панорамы c постоянной ориентацией или с привязкой к направлению взгляда наблюдателя. Также в исследовании предложены эффективные методы и алгоритмы воспроизведения ACMP-видео, основанные на визуализации видимых граней куба и адаптивной буферизации кадров. Полученные методы и алгоритмы реализованы в программном комплексе синтеза ACMP-видео (С++, OpenGL, FFmpeg), который включает в себя модуль захвата кадров (встраиваемый в СВО) и плеер. Разработанное решение было протестировано в системе «Виртуальная Земля» по обучению наблюдению объектов земной поверхности с орбиты Международной космической станции (МКС). С помощью модуля захвата было создано ACMP-видео полета вдоль участка подспутниковой трассы МКС. При воспроизведении данного видео обучаемый летит по орбите над виртуальной 3D поверхностью Земли и может исследовать ее, поворачивая камеру. Апробация комплекса подтвердила адекватность разработанных методов и алгоритмов поставленной задаче. Полученные научные и практические результаты позволяют расширить возможности и сферу применения СВО, систем научной визуализации, видеотренажеров и виртуальных лабораторий, эффективно обмениваться опытом между исследователями и др.

Ключевые слова: видео 360 градусов, панорамное видео, кубическая проекция, визуализация, виртуальное окружение.

DOI: 10.15514/ISPRAS-2020-32(4)-5



© МИАН, 2024