Аннотация:
Изучение обледенения судов является актуальной задачей в связи с судоходством в морях Северного Ледовитого океана. В работе рассматривается задача моделирования обтекания модельного рыболовецкого судна газокапельным потоком и возникновение процесса обледенения. Первоначально моделирование выполнялось с помощью решателя interDyMFoam с учетом задания волны Стокса первого рода для определения положения капель. В дальнейшем моделирование было выполнено с помощью решателя iceFoam в основе которого используется Эйлер-Лагранжев метод для описания газокапельного потока. Рассмотренная модель рыболовецкого судна имела масштаб 1:10. Положение капель задавалось на входе в расчетную прямоугольную область. Расчетная сетка имела от 1.5 до 10 млн. ячеек. С помощью расчетов были получены траектории движения капель вокруг корпуса судна, распределение поля скорости воздуха, положение пленки воды и толщина льда на поверхности палубы. Была выполнена оценка массы наросшего льда. Моделирование выполнялось на вычислительном кластере ИСП РАН. Один типовой пример запускался на 48-96 вычислительных ядрах и продолжался не более трех дней.
Ключевые слова:обледенение, судно, волнение, область, сетка, расчет, капли, размер, скорость, температура, пленка воды, пленка льда, масса льда