Аннотация:
Современное состояние развития IT позволяет нам говорить о формировании нового типа общества не только информационного, но и цифрового. Центральную роль в его становлении сыграли виртуальные коммуникации. Сеть этих коммуникаций создает новое пространство бытия — виртуальное. Говоря о виртуальном пространстве, мы, в первую очередь, имеем в виду Интернет. Одним из важных феноменов, воплощающим особенности информационных, виртуальных процессов XXI-го века, являются интернет-мемы. В статье подробно излагается как методология, так и методика исследования влияния интернет-мемов на пользователей Интернета. При этом возникают проблемы-задачи, которые потребовали своего разрешения: выявлены сущностные характеристики интернет-мема с возможностью их формализации; описан механизм и параметры распространения интернет-мема в социальных сетях; описан механизм мониторинга воздействия интернет-мема на коммуникацию в социальных сетях в Интернете, основанный на формализованных критериях и программном продукте; отмеченные механизмы конструируются как самообучающиеся нейронные сети (программный продукт) с минимальным участием экспертов, калибрующих их работу в основном на начальном этапе. В качестве объекта исследования рассматриваются выявленные посредствам поисковых систем большие массивы слабоструктурированных данных — интернет-мемов.