Аннотация:
Приводятся сведения о пламенном нагревателе мощностью до $200$квт, который использовался на жидкометаллическом (калиевом) стенде. Нагреватель представляет собой кожухо-трубчатый теплообменник с перекрестно-противоточным движением теплоносителей. Источником тепла является камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя. При конструировании нагревателя особое внимание уделено температурным деформациям. Нагреватель проработал $\sim 1000$час в условиях многократного изменения температурного режима. Расход калия при этом изменялся от $0{,}5$ до $1{,}1$кг/сек, а верхняя температура была $1000 \div 1050^{\circ}$K. Температура газа не превышала $1173 \div 1223^{\circ}$K. Приводятся некоторые экспериментальные тепловые, температурные и гидравлические характеристики нагревателя, а также результаты расчетов, позволяющие экстраполировать полученные экспериментальные данные. Сделана экономическая оценка нагревателя; показывающая, что стоимость подогрева калия в электрическом и пламенном нагревателях примерно одинакова. Делается вывод о возможности успешного применения пламенного нагревателя наряду с электрическим на жидкометаллическом стенде.