Аннотация:
Рассматривается горение интенсивного разряда в скрещенных электрическом и магнитном полях в холловском электрореактивном двигателе. Двигатель такого типа представляет собой азимутально-симметричное устройство, где разряд горит в кольцевом канале, образованном полюсами магнитопровода. Обычно анод выполнен в виде полости, через которую подается рабочий газ (двигатель типа ДАС (TAL)), или в виде плоского кольца, установленного в диэлектрическом канале, в слабом магнитном поле (двигатель типа СПД (SPT)), а роль катода играет плазма снаружи двигателя. Захваченные в магнитном поле между полюсами магнитопровода электроны осциллируют в электрическом поле между катодной и анодной областями разряда, формируя холловский ток, замкнутый в азимутальном направлении. Из практики известно, что разряд такого типа всегда является нестационарным и основные автоколебания возбуждаются на атомной пролетной частоте (“ускорительный” режим). Кроме того, существует область параметров, в которой автоколебания становятся стохастическими и ток разряда резко возрастает (“стохастический” режим). Эта работа посвящена индукционному измерению колебаний холловского тока, возникающих в различных режимах работы.