Аннотация:
В современном информационном обществе ежедневно накапливается огромный объем речевых данных, и автоматизация их обработки может обеспечить принципиально новые возможности для анализа систем автоматизации принятия управленческих решений, поэтому разработка методов и средств автоматизации систем распознавания и анализа речевой информации имеет важное научное и государственное значение. Статья посвящена исследованию проблематики речевых интерфейсов: предложены методы решения возникающих проблем при проектировании человеко-машинного интерфейса с применением речевых технологий, сформулированы правила создания эффективных интерфейсов, основанные на проведенных исследованиях и опыте реализации речевых приложений. Анализируются когнитивные особенности и роль лингвистических знаний в создании речевых диалоговых систем. С точки зрения взаимодействия человека и информационной среды наиболее естественным является речевой интерфейс. Следует отметить, что сегодня при проектировании речевого интерфейса недостаточно применяются результаты как прикладных, так и теоретических исследований в данной области. Подобные исследования являются весьма актуальными, поскольку приложения с речевыми интерфейсами получают все большее прикладное распространение в различных сферах информационных технологий, и разработчики прикладных приложений нуждаются в практических рекомендациях для повышения, эффективности надежности и устойчивости систем с распознаванием речи.