Аннотация:
В теоретико-игровой постановке исследована модель взаимодействия преподавателя и студента с учетом возможной коррумпированности преподавателя. Формализация модели проведена в виде игры двух лиц в развернутой форме с совершенной информацией. Предполагается, что студенты бывают только высокой и низкой квалификации. При этом коррупция будет проявляться в виде попустительства в случае студента низкой квалификации и вымогательства – для студентов с высокой квалификацией. Решение проводится методом обратной индукции с помощью алгоритма Куна анализа игры в развернутой форме по значениям выигрышей субъектов управления методом обратной индукции. Приводится алгоритм построения решения. Проведено имитационное моделирование по значениям выигрышей субъектов управления. Приведены результаты численных экспериментов, дан их анализ. На основе анализа результатов проведенных имитационных экспериментов в случае студента высокой и низкой квалификации сделаны содержательные выводы. Основным является вывод о том, что в случае студентов высокой квалификации одного снижения их моральных затрат при подаче жалоб на коррупционное поведение преподавателя достаточно для искоренения коррупции в системе «преподаватель – студент». В случае же студента низкой квалификации искоренить коррупцию сложнее. Здесь необходим комплексный подход, предполагающий значительное увеличение размера наказания преподавателя за взятку, а также его выигрыша в бескоррупционном случае и повышение вероятности обнаружения факта взятки путем усиления административного контроля над преподавателем.
Ключевые слова:имитационное моделирование, коррупция, динамические игры с полной информацией.
УДК:
512.8 ББК:
22.14+22.19я73
Поступила в редакцию: 21 апреля 2020 г. Опубликована: 30 сентября 2020 г.