Аннотация:
Повышение эффективности управления научно-технологическим развитием авиастроения на данном этапе возможно за счет перехода к рассмотрению крупномасштабных систем с большим количеством «степеней свободы». Впервые предложен и развит методологический подход к прогнозированию и стратегическому планированию научно-технологического развития авиастроения, основанный на анализе и синтезе не отдельных образцов авиационной техники или авиационных комплексов, а интегрированных систем. Эти системы направлены на решение целевых задач высокого уровня и включают в себя парки различных воздушных судов, а также инфраструктурные и управляющие подсистемы, включая неавиационные подсистемы целевого заказчика. Методология исследования базируется на теории систем, методах системного анализа и синтеза, математическом моделировании. Предложенный подход позволяет выявлять потенциальные области применения перспективной авиационной техники в сфере транспорта и различных отраслях национальной экономики, а также оценивать потенциальные масштабы применения авиации. Результаты моделирования и оптимизации интегрированных авиационных систем должны стать основой планирования приоритетных научных исследований и разработок в авиастроении, в том числе при формировании государственных программ Российской Федерации, стратегий развития научных и промышленных организаций авиастроения.
Ключевые слова:интегрированная авиационная система, моделирование, оптимизация, проектирование летательных аппаратов, системный анализ, научно-технологическое развитие авиастроения.
УДК:
051.7 + 629.1 ББК:
39.52
Поступила в редакцию: 11 января 2021 г. Опубликована: 31 марта 2021 г.