RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Управление большими системами // Архив

УБС, 2021, выпуск 91, страницы 96–119 (Mi ubs1080)

Управление в социально-экономических системах

Модели пространственного развития инфраструктурных систем

В. К. Акинфиев

ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва

Аннотация: Рассмотрены постановки и методы решения задач пространственного развития инфраструктурных производственно-транспортных систем. Задача формулируется и изучается в двух вариантах. В первом варианте рассматривается система, состоящая из координирующего органа и элементов производственно-транспортной системы (ПТС). В состав ПТС входят некоторый набор производственных элементов (предприятий) и транспортная инфраструктура, которая связывает производственные элементы с узлами потребления (рынками). В этом случае задача выбора инвестиционной программы развития инфраструктурной системы формулируется в терминах задачи оптимизации с непрерывными и целочисленными переменными. Во втором варианте предполагается, что координация в системе отсутствует, и согласование инвестиционных программ развитие элементов ПТС реализуется через рыночные механизмы. Предложена постановка задачи, которая формулируются в виде совокупности взаимосвязанных нелинейных задач оптимизации со связанными переменными. Для выбора стратегического поведения компаний предлагаются методы сведения исходной задачи к решению смешанной задачи дополнительности (MCP), а также методы, развитые для решения задач программирования с равновесными ограничениями (MPEC). Обсуждаются перспективы и направления использования предложенных подходов к решению прикладных задач пространственного развития инфраструктурных систем.

Ключевые слова: производственно-транспортные системы, математическая модель, рыночное ценообразование.

УДК: 338.2
ББК: 65.050

Поступила в редакцию: 23 марта 2021 г.
Опубликована: 31 мая 2021 г.

DOI: 10.25728/ubs.2021.91.4



© МИАН, 2024