RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Успехи физических наук // Архив

УФН, 1999, том 169, номер 12, страницы 1325–1328 (Mi ufn1689)

ИЗ АРХИВА

Речь, произнесенная при вступлении в должность ректора Берлинского университета 15 октября 1873 года

К. Вейерштрасс


Аннотация: От переводчика. После войны 1870–1871 годов появилась поговорка, что Францию победил германский школьный учитель; теперешняя война показывает, что с тех пор сделал германский профессор. Германия, достигнув после французской войны единства и первенствующего положения в сонме держав, поняла, что необходимо непрестанное усилие, непрестанная забота, чтобы его удержать. Она рано увидела, что незыблемой основой ее могущества может быть лишь широко развитая и правильно поставленная промышленность; основу же такой постановки промышленности она видела в широком распространении технических знаний, в свою очередь, имеющих своим прочным основанием общую науку, из которой они почерпнут методы и начала своего развития. Германия издавна понимала, что носители и двигатели науки вырабатываются правильной постановкой высшей школы в широком смысле этого слова. Величественное здание требует и прочного фундамента; залог своей мощи Германия полагала в науке и не ошиблась. В настоящее время Россия впала в разруху; ей надо будет упорно работать, чтобы восстановить свою мощь одновременно с переустройством всего строя своей жизни на новых началах. В этой созидательной деятельности наука должна занимать высокое положение, ибо лишь она обладает средствами суждения о будущем, полагая должные основания настоящему. Без правильной постановки высшей школы широкое развитие науки невозможно. Эти соображения заставили нас считать, что ознакомление русских читателей с замечательной речью, сказанной знаменитым математиком-мыслителем Карлом Вейерштрассом (K.Weierstrass) 15 октября 1873 года при вступлении в должность ректора Берлинского университета, не будет бесполезно. В этой речи великий ученый в образных, глубоко продуманных словах излагает преемственно выработанный германскими мыслителями взгляд на надлежащую постановку высшей школы, а с ней и средней, которую высшая должна поднимать к своему уровню, а не принижаться к ней в угоду числу и в ущерб качеству. Академик А.Н. Крылов

PACS: 01.65.+g, 01.75.+m

Поступила: 1 ноября 1999 г.

DOI: 10.3367/UFNr.0169.199912e.1325


 Англоязычная версия: Physics–Uspekhi, 1999, 42:12, 1219–1222

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024