RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Ученые записки Казанского университета. Серия Физико-математические науки // Архив

Учён. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Физ.-матем. науки, 2007, том 149, книга 4, страницы 6–32 (Mi uzku623)

Третий компонент познания — научные компьютерные супервычисления

Ю. С. Васильев, В. Г. Корнеев

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация: Для второй половины 20-го столетия характерно поразительно быстрое развитие численных методов решения задач механики, физики, химии и прикладных задач из самых различных областей, которое происходило параллельно и во взаимодействии с быстрым развитием вычислительной техники. Появилось много новых важных направлений, таких, как вычислительная медицина или компьютерный инжиниринг и т.п., были созданы мощные коммерческие пакеты программ и еще более мощные пакеты программ для научных вычислений, позволяющие экономить колоссальные средства при проектировании разнообразных объектов человеческой деятельности и исследовании окружающего нас мира. В то же время невероятно усложняются стоящие перед человечеством и наукой проблемы, решение которых требует от науки огромных усилий, изменяет ее облик. Продвижение во многих важнейших областях науки и техники возможно только при опоре на вычислительную науку, понимаемую как совокупность всех компонентов, позволяющих решать наиболее сложные проблемы путем моделирования и симулирования на суперкомпьютерах. В научном сообществе становится общепризнанным, что наряду с теорией и практикой вычислительная наука стала необходимой третьей опорой процесса познания. Тем не менее Россия утратила свои передовые позиции по целому ряду направлений в этой области знаний. Степень нашего отставания от Запада сопоставима с отставанием в разработке компьютеров. В таких условиях особенно важен выбор основных направлений усилий. Не ставя своей целью невыполнимую задачу всестороннего анализа причин и ответ на вопрос «что делать?», авторы попытались дать адекватное интегральное представление о роли вычислительной науки в современном, в основном западном, обществе и, до некоторой степени, ее отражении в высшем образовании. Мы прибегаем в основном к опыту США. Статья не претендует на окончательность выводов, цель ее будет достигнута, если она будет способствовать продуктивному обсуждению поднятых в ней вопросов.

УДК: 51:001.891

Поступила в редакцию: 12.11.2007



© МИАН, 2024