Аннотация:
Рассмотрена возможность повышения эффективности управления основными бизнес-процессами грузового порта. Впервые предложен и поэтапно описан метод комплексной оценки стратегических рисков грузового порта. Метод включает описание технологии создания сбалансированной системы показателей, начиная с выбора стратегии, описания основных целей грузового порта, построения дерева целей, детализации дерева целей согласно пяти перспективам: финансы, клиенты, логистические процессы, социальная ответственность внутренняя и социальная ответственность внешняя, и заканчивая построением стратегической карты грузового порта, включающей основные оценочные факторы, которые отражают наиболее значимые результаты выполнения бизнес-процессов порта. Предложены формулы расчета каждого из выбранных показателей. Метод включает создание имитационной модели деятельности порта, позволяющей оценивать стратегические риски грузового порта в зависимости от изменения входных данных модели на основе построения карт рисков. Предусмотрено рассмотрение стратегических рисков как иерархии операционных рисков, связанных с недостижением той или иной поставленной цели. Предложено определять операционные риски деятельности грузового порта как риски того, что значение показателя не достигнет нормативного значения или упадет ниже такового для данного показателя. Предложены формулы расчета операционных рисков порта на основе статистических данных, собираемых при прогонах имитационной модели, а именно подобранного значения треугольного распределения полученных статистических данных. Представлена также формула лингвистической оценки комплексного стратегического риска, позволяющая сделать вывод о риске того, что заранее намеченная стратегия порта не будет достигнута.