Аннотация:
Важнейшим фактором, предопределяющим успешность деятельности организации, является эффективное управление персоналом. Эффективность работы сотрудника зависит от его лояльности; уровня компетентности; степени соответствия его психологической и физической подготовленности условиям труда и психологическому климату в коллективе. Перечисленные концепты фактически отражают наиболее существенные факторы, влияющие на эффективность работы: насколько сотрудник хочет; потенциально способен и умеет решать стоящие перед ним задачи; насколько для этого созданы условия. При этом трудно переоценить важность управления социальной компонентой: персонал своими действиями может свести на нет все старания руководства наладить эффективную работу. Одним из методов управления, наряду с формированием состава и структуры антропогенной подсистемы, а также институциональным и информационным управлением, является мотивационное воздействие на сотрудников. При этом необходимо учесть специфику человеческих ресурсов, заключающуюся в том, что поведение людей имманентно содержит неопределенность, вследствие чего моделирование процессов, происходящих в системах с антропогенными элементами, превращается в слабоформализуемую проблему. Это, в свою очередь, приводит к тому, что, несмотря на большое число работ, посвященных изучению поведения человека и способам манипулирования им, практически отсутствуют формализованные методики поиска оптимальных (или даже приемлемых) управленческих решений в этой области. Предложенный в работе подход к описанию процесса мотивационного управления персоналом позволяет количественно оценить эффективность предпринимаемых усилий и дает возможность сформулировать рекомендации по разработке информационной системы поддержки принятия решений по совершенствованию социально-экономической системы.
Ключевые слова:мотивационное управление, система поддержки принятия решений, лояльность персонала, эффективность работы, социальная подсистема.