Аннотация:
Описаны особенности процесса составления расписания в высших образовательных учреждениях, проведена классификация типов расписаний и требований к их составлению. Проанализированы достоинства и недостатки современных походов к автоматизации процесса составления расписания, представлены данные об используемых математических моделях и алгоритмах. Определены исходные данные, необходимые для формирования расписания учебных занятий. Сформировано множество показателей оценки качества расписания, представлены способы свертки критериев для упрощения процедуры выбора удовлетворительного расписания. Разработан алгоритм решения задачи по составлению расписания, представлена блок-схема алгоритма, обобщающая различные научные исследования по теме. Отмечается, что создание расписания — не одномоментный акт, т. к. во время учебного процесса может потребоваться его уточнение для обеспечения замены преподавателей при увольнении, отсутствии в связи с командировкой или болезнью, т. е. развитие базы знаний правил для автоматической генерации расписаний по-прежнему остается актуальной задачей.