Аннотация:
Для описания пропускной способности контейнерных терминалов ранее использовались детерминированные методы, приводящие к большим допущениям при расчетах. Эти методы не отражают всю специфику переработки и хранения рефрижераторных грузов: интервал времени между моментами поступления требования в канал обслуживания и выхода требования из этого канала не носит случайного характера, однако момент доставки партий контейнерных грузов к терминалу представляет собой случайный поток событий. В рассматриваемой системе массового обслуживания разомкнутого многоканального типа, на которую поступают нерегулярные однородные или неоднородные потоки заявок с неограниченным временем ожидания, основной задачей является расчет времени ожидания партий контейнеров в очереди на хранение. Для нахождения этого параметра необходимо исследовать процесс, протекающий при обработке и хранении контейнерных рефрижераторных грузов в терминалах, — процесс дискретного типа с конечным (или счетным в общем случае) множеством состояний. Под множеством состояний понимается изменение количества партий груза, находящихся в очереди на переработку. Исследуемые процессы грузовых партий переходят из одного состояния в другое в моменты, когда прибывает новая партия груза или освобождается одна из условно функциональных секций. Для разработки математической модели использовались частная теорема о повторении опытов, разложение бинома Ньютона в степени, закон распределения Пуассона. Для описания вероятности отдельных состояний использовалась теорема Байеса. Система подчиняется следующим особенностям потока требований: поток ординарный, стационарный и без последействий. Система рассматривается на примере функционирования контейнерного терминала, имеющего условно функциональные секции с определенным коэффициентом заполнения, на который поступает нерегулярный неоднородный поток судов с результирующей интенсивностью. Система позволяет оптимизировать такие факторы, как простой оборудования, избыток мест на складах хранения, образование очередей и возможность учёта случайных величин (момент прибытия груза и интервал времени переработки груза).