Аннотация:
Предметом исследования является эффективность бизнес-процессов различных сфер деятельности (на примере поставки ИТ-сервисов). Постоянное участие в конкурентной борьбе вынуждает поставщиков услуг и производителей высокотехнологичной продукции оптимизировать внутренние и внешние процессы для достижения необходимого результата. Участники рынка информационных и других услуг нуждаются в комплексном инструментарии, который позволяет выполнять анализ эффективности осуществляемых процессов с использованием специальных показателей — метрик и принимать не только управленческие, но и оптимизационные решения. Предметно анализируется изменяемая процедурная или сетевая нормативная модель бизнес-процесса — как важная компонента повышения эффективности работы предприятий и организаций, которые функционируют в изменяющихся условиях. В качестве основных инструментов исследования применяются методы системного анализа, теории множеств и теории графов. Элементы и связи модели бизнес-процесса изначально выполнены с привлечением методологической базы лучших управленческих практик в сфере ИТ. Использовались также эффективные технологии разработки программных систем, включая реляционные системы управления базами данных, объектно-ориентированное программирование, модульное тестирование. Впервые разработана изменяемая нормативная модель бизнес-процесса, которая может ситуационно корректироваться для конкретной предметной области. Сущность элементов изменяемой модели отражается в возможности гибкой динамической привязки отдельных ролей или активов к процессам сетевого графика или процедурам. Предлагаемая модель в достаточной степени универсальна, что позволяет использовать ее в широком классе приложений и систем повышения эффективности деятельности с комплексной оценкой затрат и эффектов.