Аннотация:
Рассматривается задача построения формализованной модели составления учебного расписания типового высшего учебного заведения. Первый этап формализации задачи (модели) — формирование набора требований, которые необходимо или желательно соблюдать при составлении расписания, и оценка важности каждого из этих требований. Все возможные требования разбиты на четыре группы, для каждой из групп сформирован набор основных требований, обусловленный нормативными ограничениями, внутривузовским опытом и необходимостью обеспечения высокого качества и эффективности образовательного процесса. Сформирован набор из двадцати четырех показателей, необходимых для выбора наиболее приемлемого варианта учебного расписания. На основе использования экспертных процедур выбраны интервалы оценки важности показателей каждой группы, проведена оценка этих показателей и после обработки получены результирующие оценки. Оценка проводилась на основе метода иерархий Саати. Для повышения степени согласованности оценок в диаграмму приоритетов был введен дополнительный уровень, описывающий связь каждого из показателей с критериями «знать», «уметь», «владеть навыками». Полученный набор показателей является основой построения формализованной модели составления учебного расписания вуза.
Ключевые слова:расписание занятий, вуз, требования к расписанию, экспертное оценивание, метод иерархий.