RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2017, номер 4, страницы 99–110 (Mi vagtu510)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Динамическая пространственная модель многоприводного ленточного конвейера

А. В. Затонский

Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета

Аннотация: Описана проблема моделирования длинных ленточных конвейеров, используемых в горнодобывающей промышленности. Показаны недостатки существующих методов, особенно в отношении многоприводных конвейеров с перегрузкой руды. Существуют две разновидности методов: в одних вся нагрузка приводится к моменту на барабане, в других детально исследуется поведение ленты. Методы первой группы приводят к точечным моделям, позволяющим оптимизировать конвейер для работы в штатном режиме; методы второй группы позволяют рассчитать разрыв ленты, но динамика привода должна быть известна заранее. На основе достаточно простых представлений о физических процессах в многоприводном конвейере предложена распределенная модель динамики такого конвейера. Модель основана на разбиении ленты на малые элементы и интегрировании усилий вдоль всей ленты с учетом особенностей положения каждого элемента — на приводном или неприводном барабане, с грузом или без груза, на участках загрузки, перегрузки, выгрузки и т. д. Приняты допущения, упрощающие схему. Разработан алгоритм расчета сил и ускорений каждого элемента на основе метода простой итерации. Реализовано программное обеспечение, содержащее редактор схем конвейеров и моделирующую часть. Показана адекватность результатов моделирования в штатном режиме, режиме перегрузки одной из ветвей конвейера, режиме недостаточной натяжки ленты. Это позволяет использовать модель, уточненную по данным о конкретном конвейере, для синтеза системы управления, в частности, разработки программы пуска загруженного конвейера после аварийной остановки.

Ключевые слова: многоприводный конвейер, моделирование, управление.

УДК: 621.867:004.03

Поступила в редакцию: 08.06.2017

DOI: 10.24143/2072-9502-2017-4-99-110



© МИАН, 2024