Математические модели и методы решения задач информационного обеспечения, управления и оценки качества работы операторов в сложных человеко-машинных системах
Аннотация:
Охарактеризованы общие условия работы человека-оператора (ЧО) в составе сложных человеко-машинных систем (СЧМС). Приведены конкретные примеры СЧМС. Показано, что работа ЧО требует хранения в памяти инструкций о необходимых действиях; восприятия и осмысления больших объемов информации; оперативного распознавания опасных ситуаций; принятия и своевременной реализации управленческих и технических решений; оценки последствий их реализации. Указаны особенности управления СЧМС в реальном масштабе времени; предложены оригинальные математические модели принятия и реализации решений ЧО. Рассмотрены варианты использования сенсорных систем ЧО для обеспечения поступления к нему необходимой информации. Обсуждены основные психофизиологические параметры ЧО, влияющие на восприятие и использование им информации: совокупность показателей внимания, оперативной и долговременной памяти, скоростей восприятия различных видов информации, временн ы х затрат на принятие одно- и многокритериальных решений, продолжительностей психомоторных реакций; возможностей параллельного выполнения ЧО нескольких видов работ, связанных с управлением СЧМС. Проанализированы варианты тестирования людей-операторов в отношении указанных параметров. Обоснована целесообразность накопления и ретроспективного анализа результатов тестирований для отдельных людей-операторов; групп таких лиц. Описаны некоторые возможности тренинга параметров ЧО, в том числе с использованием адаптивных режимов. Исследованы информационные модели деятельности ЧО в составе СЧМС; модели динамического управления объемами информации, поступающей к ЧО. Проанализированы практические возможности и ограничения по непрерывному мониторированию и/или периодическому контролю состояния ЧО в процессе работы. Предложены математические модели для оптимизации объемов такого контроля, учитывающие положительные и отрицательные эффекты. Рассмотрены возможные подходы к апостериорным оценкам качества деятельности ЧО, предложены частные и интегральные критерии таких оценок. Указаны возможные методы управления качеством деятельности ЧО.
Ключевые слова:
человеко-машинные системы, человек-оператор, управление, информационное обеспечение, психофизиологические особенности, модели оценки качества деятельности.