Конструкторское бюро промышленной автоматики,
Саратов, Российская Федерация
Аннотация:
Большая часть (87%) авиационных происшествий связана с влиянием человеческого фактора. Повышение уровня безопасности полета воздушных судов должно быть основано прежде всего на внедрении систем поддержки принятия решений, способных смоделировать развитие опасной ситуации. Рассмотрены преимущества и недостатки систем интеллектуальной поддержки принятия решений, созданных в России и за рубежом. В числе существенных недостатков отмечается отсутствие прогнозирования изменения значений переменных, влияющих на безопасность полета (психофизическое состояние экипажа, условия полета в совокупности внешних и внутренних изменений). Предложена система управления безопасностью полета с двухуровневым подходом к распознаванию изменения условий эксплуатации воздушного судна. Входной информацией системы являются данные о состоянии экипажа, объекта управления и условий полета. Приводится состав и описание бортового оборудования воздушного судна, взаимодействующего с системой управления безопасностью его полета. Наличие информации от этого оборудования позволяет определить и устранить угрозу авиационного происшествия. Рассмотрены основные виды отказов бортового оборудования и системы управления безопасностью полета воздушного судна. Проведен расчет пропускной способности линии связи системы с комплексом бортового оборудования, что позволяет определить загрузку цифровых линий связи на борту судна. Также выполнены исследования функционирования системы безопасности полета судна под влиянием отказов взаимодействующего оборудования. Особое внимание уделено определению вероятности отказа функций системы управления безопасностью полета воздушного судна под влиянием ее внутренних и внешних отказов.
Ключевые слова:авиационное происшествие, воздушное судно, условия полета, система управления безопасностью полета, комплекс бортового оборудования.