RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2020, номер 1, страницы 18–28 (Mi vagtu612)

Эта публикация цитируется в 1 статье

УПРАВЛЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, АВТОМАТИЗАЦИЯ

Исследование способов повышения безотказности пассивно резервированных подсистем управления летательными аппаратами с учетом допусков

В. М. Гришин, Чонг Туан Ву

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация

Аннотация: Проведено исследование безотказности пассивно резервированных подсистем летательных аппаратов с учетом допусков на уменьшение их выходных параметров при внезапных отказах элементов. Исследовано влияние величин безотказности элементов, допусков двух уровней и кратности резервирования на безотказность пассивно резервированных подсистем в целом, приведены примеры таких подсистем. Представлены результаты, учитывающие особенности подсистем летательных аппаратов с учетом допусков. В первую очередь к ним относятся наличие назначаемых по техническим условиям и реализуемых допусков, определяемых структурой резервирования; реализация каждого допуска при различных значениях кратностей резервирования; реализация основной сетки допусков методами некратного резервирования; наличие критических вероятностей сужающих диапазон безотказности элементов, где выгоден данный вид резервирования от диапазона $0$$1$ до диапазона закритической области $(p_{kr}-1)$. Исследовано влияние величин безотказности элементов, допусков двух уровней и кратности резервирования на безотказность пассивно резервированных подсистем в целом и в закритических областях. Показано, что минимальные кратности резервирования в интересах повышения безотказности рассматриваемых подсистем летательных аппаратов выгодно применять только при больших допусках и низких вероятностях безотказной работы их элементов. При «жестких» допусках и любых величинах безотказности элементов, а также при больших допусках (более $25 \%$) высокие показатели безотказности данного класса подсистем летательных аппаратов могут быть достигнуты только при больших кратностях резервирования. Установлено, что существуют экстремальные разности безотказностей пассивно резервированной подсистемы и ее элемента, что позволяет ставить задачу разработки высоконадежных пассивно резервированных подсистем летательных аппаратов с учетом допусков из сравнительно малонадежных элементов.

Ключевые слова: безотказность подсистем, безотказность элементов, кратность резервирования, некратное резервирование, критическая вероятность, допуск на уменьшение выходных параметров подсистем.

УДК: 519.873

Поступила в редакцию: 14.11.2019

DOI: 10.24143/2072-9502-2020-1-18-28



© МИАН, 2024