Аннотация:
Представлены результаты исследования особенностей процесса проектирования практикумов для активно развивающихся наукоемких областей, которые обладают высокой степенью изменчивости в вопросах используемых технологий и требований к умениям и навыкам специалистов наукоемкой области. Предложен подход к организации процесса автоматизированного проектирования практикума с актуальным содержанием на основе экспертных мнений работодателей обучаемых. Подход реализует модель педагогического дизайна курса ADDIE на этапах анализа и проектирования и предполагает выполнение четырех этапов: расчета степени доверия экспертам, отбора учебных задач дисциплины, разработки структуры практикума с учетом актуальности каждой учебной задачи дисциплины для того или иного профиля подготовки и расчета трудоемкости и оценок (баллов) задач для каждого профиля. Согласно введенному правилу оценки, расчета весовых коэффициентов для каждой из учебных задач и правилу ранжирования отобранные задачи располагаются в оптимальном для изучения порядке и формируется индивидуальная траектория обучения для каждого профессионального профиля. Описанные методы и алгоритмы могут быть использованы в процессе разработки информационных систем для проектирования практикума. Разработан программный комплекс инструментальной и информационной поддержки, реализующий все расчетно-ранжирующие функции — система автоматизированного проектирования практикума. С использованием данной системы и предложенного подхода сформированы структура и перечень учебных задач практикума по дисциплине «Встраиваемые системы». Предложенные решения позволяют проводить итерационную оценку актуальности учебных задач дисциплины с учетом экспертных мнений потенциальных работодателей и совершенствовать существующую модель подготовки специалистов за счет высокой практической ценности содержания практикума и, как следствие, высокого уровня мотивации обучаемых в получении востребованных на рынке труда профессиональных практических навыков.