Аннотация:
Важной задачей современной теории управления является построение адекватной математической модели для конкретного динамического объекта или движения судна, т. е. его идентификация (структурная или параметрическая). Предлагается построить не-линейную модель продольного движения судна. Практические данные получены экспериментально, приводится краткое описание экспериментальной платформы для безэкипажного катера и оборудования, использованного при исследовании динамических характеристик объекта. Отмечается, что для катера характерны три режима движения: водоизмещающий, переходный и глиссирующий. Определена связь между тягой движителя и скоростью движения катера. Для решения задачи идентификации предлагается воспользоваться аппаратом степенных рядов. Коэффициенты степенного ряда определены экспериментальным путем. Задача подбора коэффициентов степенного ряда может быть решена с помощью метода наименьших квадратов, использованы возможности вычислительной среды MS Excel. Решение задачи получено путем использования различного количества членов степенных рядов ($N = 1, 3, 5$). Подтверждена работоспособность предложенного подхода.
Ключевые слова:движение судна, идентификация, степенные ряды, нелинейные модели, динамические объекты, система управления.