Аннотация:
Задача исследования – на основе проведения анализа особенностей развития современных информационно-телекоммуникационных сетей (ИТКС) общего пользования, заключающихся в географической рассредоточенности сетевых ресурсов, источников и получателей информации; пульсирующем характере сетевого трафика; разнородности элементов и применяемых сетевых технологий; случайности функционирования; «нетерпимости» к управлению; существенной нестационарности основных характеристик и невозможности полного математического описания обосновать невозможность использования существующих методов контроля информационно-телекоммуникационной системы и необходимость осуществления синтеза ее подсистемы интеллектуального мониторинга, а также разработки новых методов на базе интеллектуальных подходов. Цель работы – повышение эффективности системы поддержки принятия решений ситуационного центра Министерства транспорта Российской Федерации за счет сопряжения формируемой его подсистемы интеллектуального мониторинга с сетевыми элементами подконтрольного пространства. Структуризация контролируемого пространства терминами «зона мониторинга», «крити-чески важный элемент» и «классы технического состояния» составляют основу нового подхода к интеллектуальному мониторингу независимо от постоянного совершенствова-ния (эволюционирования) и неоднородности гетерогенных сетевых инфраструктур. Полученные в ходе параметрического синтеза значения приемлемых оптимальных значений степени загрузки каналов измерительной информацией дают возможность рассчитать пропускные способности технологических каналов телеизмерений-телесигнализации и необходимый объем буферной памяти при известной топологии сети и заданной матрице тяготения, обеспечивающих среднее минимальное время доставки интеллектуальных агентов (пакетов измерительной информации) и значение максимальной вероятности отказа в их обслуживании в допустимых пределах. На основе предложенного гиперграфа топологической взаимосвязи зон мониторинга ИТКС ведомства построена структура ее подсистемы мониторинга на уровнях разукрупнения при агрегации контролируемых процессов. Полученные результаты структурного и параметрического синтеза ложатся в основу концептуальной модели интеллектуального мониторинга ИТКС ведомства.