RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2021, номер 4, страницы 35–44 (Mi vagtu691)

УПРАВЛЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, АВТОМАТИЗАЦИЯ

Формирование сигналов текущих траекторий в автоматизированной системе модального управления движением беспилотных транспортных средств в условиях открытых горных работ

И. В. Чичерин, Б. А. Федосенков

Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, Кемерово, Российская Федерация

Аннотация: Определен объект управления в виде сигналов текущих траекторий (ТТ), по которым перемещаются беспилотные транспортные средства (БТС). Описана предметная область исследований – принцип и технология формирования сигналов, создаваемых автоматизированной системой для модального управления БТС при их передвижении по карьерным маршрутам. С целью выработки процедур идентификации предстоящей траектории БТС при объезде статических или динамических препятствий в программно-аппаратный комплекс заложены условия формирования соответствующего траекторного направления БТС на основе назначенных синусоидально подобных частотно-время-зависимых функций (чирп-сигналов), отвечающих за перенаправление БТС по той или иной траектории. Закреплены соответствующие чирп-сигналы для левой и правой девиационной траектории БТС. Введено понятие спорадических возмущений и принудительно-модальных переходных процессов (ПП). Рассмотрено также новое описание ПП, сигнал которого содержит варьируемую частоту, изменяющуюся по определенному закону в зависимости от направления и характера предстоящей девиации ТТ и окружающей БТС обстановки. Объясняются причины и сущность эффектов структурной и параметрической нестационарности объекта управления (ОУ). Представлены аналитическая и графическая интерпретации возникающей нестационарности, обусловленной введением в ОУ дополнительных полюсов стационарного и динамического типов. Отмечено, что стационарные полюсы характеризуют инерционность апериодических компонент траекторных чирп-сигналов, а динамические определяют перманентно варьируемую частоту переходных процессов (их чирп-форму). Охарактеризованы свойства локализованных на комплексной плоскости полюсов как спорадических ПП, так и принудительно-модальных. Определены тарировочные характеристики, устанавливающие связь между мгновенной частотой ПП и метрической девиацией ТТ БТС относительно номинальной осевой траектории. Функционально выделено и рассмотрено отличие между процедурами локализации и релокализации полюсов для модальных восходящих и нисходящих обратных ПП, от которых зависит оперативность и безопасность перемещающихся по карьерным маршрутам БТС. Рассмотренные процедуры позволяют осуществлять online-мониторинг и эффективное управление динамикой оперативного и безопасного траекторного перемещения БТС по технологическим маршрутам карьера в условиях открытых горных работ.

Ключевые слова: беспилотные транспортные средства, текущие траектории, номинальная осевая траектория, чирп-сигнал, спорадические возмущения, принудительно-модальный процесс, вейвлет-карта, структурно-параметрическая нестационарность.

УДК: 621.71

Поступила в редакцию: 05.07.2021

DOI: 10.24143/2072-9502-2021-4-35-44



© МИАН, 2024