Аннотация:
Ввиду усложнения информационных процессов возникает потребность в разработке моделей и методов взаимодействия различных подсистем, сегментов и, применительно к ним, в разработке методов идентификации объектов. Объектом исследования выбран процесс учета перемещения материальных объектов между различными сегментами сложных систем, к примеру, между различными сегментами международной космической станции, между различными участками системы перемещения материальных потоков или иными сегментами системы «Земля – космос». В качестве материальных объектов были выбраны приборы и приборные комплексы. На основании выполненного исследования уровней сложности структур данных обоснована необходимость разработки систем идентификации для различных участков системы перемещения материальных потоков. Предложен новый метод и рассмотрены результаты практических экспериментов по проведению идентификации материальных объектов на основе CCSDS стандарта (CCSDS RFID Tag-Encoding Yellow Book). Аппаратной платформой для учета материальных объектов и сбора информации были выбраны радиочастотные считыватели и бортовые вычислительные сети, представленные в стандарте CCSDS 881.1-B-1 (Spacecraft onboard interface services – RFID tag encoding specification). Для идентификации материальных объектов используются радиочастотные метки. Для решения вопроса передачи информации о материальных объектах представлены разработанная модель информационного обмена и метод проведения идентификации материальных объектов, представлены необходимые поля и структура банка памяти метки. В процессе описания идентификации материальных объектов предлагается использовать специальный алфавит ECMA-113 для представления данных в идентификаторах, помещаемых в RFID-метки. В рамках исследования проводилось моделирование информационного обмена между различными подсистемами при передаче информации о материальных объектах. Представлены результаты проведенных экспериментов, подтверждающие, что универсальность данного алфавита заключается в возможности одновременного использования латинской и кириллической кодировки. Для оценки эффективности предлагаемых моделей и моделирования ситуации обмена информацией о материальных объектах в беспроводных бортовых сетях были разработаны отдельные независимые подпрограммы кодирования, декодирования идентификаторов материальных объектов и проведено практическое моделирование передачи большого объема информации между двумя различными агентствами (сегментами). Разработка программ велась участниками независимо друг от друга. На основе выполненного моделирования информационного взаимодействия и передачи информации о материальных объектах установлено, что ошибка распознавания данных не превышает 6–7 %, причем при увеличении количества объектов это значение не увеличивается. Результаты разработки позволили сформулировать вывод об успешности эксперимента по применению идентификаторов объектов на основе CCSDS для бортовых беспроводных сетей, для использования систем радиочастотной идентификации.