RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2023, номер 1, страницы 50–56 (Mi vagtu740)

КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Планирование оптимальной загрузки железнодорожного транспорта горнодобывающей компании

Е. В. Елетинa, Г. С. Боровковаb, А. В. Галкинb

a Центр корпоративных решений, Липецк, Россия
b Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия

Аннотация: Рассматривается задача планирования оптимальной загрузки грузовых составов по ограниченной железнодорожной сети – сети горнодобывающей компании. Представлены два варианта. В первом варианте в сети функционируют локомотивы только одного типа, а во втором локомотивы разных типов. Типы локомотивов определяются их грузоподъемностью. Алгоритм составления расписания движения в сети нескольких локомотивов представляет комбинирование решений частных задач составления расписания для одного локомотива с учетом ограничений по возможности их совместного движения. Структурно множество возможных расписаний движения локомотивов представляют собой набор состояний системы в дискретные моменты времени. Состояние в каждый момент времени описывает расположение каждого локомотива на определенной станции и количество перевезенного груза. Таким образом, два последовательных состояния однозначно определяют маршруты движения локомотивов. Для описания полного набора всевозможных состояний и последовательности их перехода из одного состояния в другое маршруты представляются в виде дерева. Предлагается алгоритм сокращения вариантов расписаний за счет сравнения состояний в узлах деревьев на каждом шаге и исключения из рассмотрения веток состояний, заведомо приводящих к неоптимальному расписанию. Приведена постановка задачи, включающая наличие нескольких локомотивов разных типов, алгоритм решения и его применение к частному случаю. В постановке задачи критерием оптимальности для сравнения различных расписаний выступает минимальное время окончания перевозки всего необходимого объема груза. Дополнительный критерий – суммарное время работы всех локомотивов – используется только в случае равенства основного для нескольких расписаний.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, расписание, локомотив, планирование, выполнение заказов, состояние, алгоритм склеивания вершин.

УДК: 681.5

Поступила в редакцию: 06.10.2022
Принята в печать: 29.12.2022

DOI: 10.24143/2073-5529-2023-1-50-56



© МИАН, 2024