RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2023, номер 3, страницы 46–54 (Mi vagtu766)

Эта публикация цитируется в 1 статье

УПРАВЛЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, АВТОМАТИЗАЦИЯ

Планирование безопасных маршрутов безэкипажных судов на основе методов искусственного интеллекта

Л. А. Баракат, И. Ю. Квятковская

Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия

Аннотация: Рассматривается проблема обеспечения безопасности движения безэкипажных (беспилотных) морских и речных судов. При безэкипажном судовождении одной из важнейших задач является планирование безопасного маршрута, заключающееся в определении кратчайшего пути за кратчайшее время и описании движения морского судна. Представлен обзор исследовательской литературы по решению задачи планирования маршрута морских и речных подвижных объектов. Объектом исследования является безопасный маршрут безэкипажного судна. Предметом исследования являются интеллектуальные методы принятия решений по безопасному планированию маршрутов при безэкипажном судовождении. Целью статьи является повышение безопасности безэкипажного судовождения путем оптимизации маршрута при наличии в области движения безэкипажного судна одного или нескольких препятствий, оказывающих негативное воздействие на траекторию движения. Для достижения данной цели была поставлена и решена задача локального планирования маршрута методом интеллектуального принятия решений на основе «вдохновленных биологией» нейронных сетей. В решении поставленной задачи использованы методы искусственного интеллекта и математического моделирования. Результаты предложенного метода для решения задачи планирования локального маршрута безэкипажного судна подтверждают его способность направлять судно так, чтобы оно избегало точек локального минимума. Результаты моделирования показывают, что планируемый локальный маршрут перехода при безэкипажном судовождении позволяет решать задачу предотвращения столкновений с препятствиями в режиме реального времени, где препятствия оказывают только локальное воздействие. В рамках дальнейших исследований планируется применение описанного метода для разработки информационной системы интеллектуального принятия решений при управлении движением безэкипажного судна.

Ключевые слова: планирование, маршрут судна, безэкипажное судовождение, нейронные сети, нейронная активность, безэкипажное судно, безопасная зона.

УДК: 517.977

Поступила в редакцию: 15.05.2023
Принята в печать: 20.07.2023

DOI: 10.24143/2072-9502-2023-3-46-54



© МИАН, 2024