Аннотация:
Разработан вероятностный подход к учету влияния ограниченного периода ликвидности на объем продаж товара. Основу подхода составляет предположение о случайном характере экономических факторов, определяющих динамику продаж товара: моментов производства, моментов покупок, периода ликвидности, количества товара и количества потребителей. Найдены аналитические выражения для функции вероятности и математического ожидания временной зависимости количества проданного товара в двух случаях: без учета и с учетом моментов производства товара. Проведено численное моделирование динамики математического ожидания количества проданного товара. Показано, что по мере роста числа покупателей рынок товара становится все более управляемым, т. к. реальная динамика количества проданного товара и динамика математического ожидания этого количества перестают отличаться друг от друга. Определены общие закономерности совместного влияния параметров вероятностных законов распределения пяти упомянутых выше экономических факторов на величину и динамику объема продаж товара. В рамках предложенной вероятностной модели найдена временная зависимость, аппроксимирующая реальную динамику продаж автомобилей «Лада Веста» на российском рынке в период с октября 2015 г. по май 2023 г.
Ключевые слова:ликвидность, период ликвидности, моменты изготовления товара, моменты покупательской активности, объем продаж, производящая функция вероятностей, плотность распределения вероятностей, математическое ожидание.
УДК:
330.42, 658.8, 339.133.6, 519.2, 004.942
Поступила в редакцию: 20.07.2023 Принята в печать: 12.10.2023