RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2024, номер 4, страницы 89–106 (Mi vagtu828)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование виртуальной лаборатории для системного анализа телекоммуникационных сетей

А. А. Сорокинab, Н. С. Мальцеваa, Ф. В. Поздняковc, Е. А. Джалмухамбетоваb, А. Н. Цыгутаdb, А. С. Логиновa

a Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия
b Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина – филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», Астрахань, Россия
c Филиал АО «Газпром газораспределение» в Астраханской области, Астрахань, Россия
d Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия

Аннотация: Предложена концептуальная структура лабораторного комплекса для исследования телекоммуникационных сетей. Структура состоит из семи уровней: теоретического, модельного, имитационного, гостевой операционной системы, виртуальной рабочей станции, корневой операционной системы, аппаратной рабочей станции. В рамках каждого уровня решается задача, позволяющая реализовать виртуальную лабораторию. Такая структура позволяет корректировать решения, используемые на каждом из уровней при отсутствии необходимости корректировок решений на других уровнях, при этом должно выполняться условие совместимости реализуемых решений. Для реализации виртуальной лаборатории, на основе предложенной структуры, выбраны следующие решения: программный пакет Network Simulator, визуализаторы Network Animator и SaVi, графопостроители TraceGraph и X-Graph – для решения задачи имитационного уровня; задачи уровня гостевой операционной системы решаются при помощи Linux Debian; при помощи программного пакета VMvare Workstation Player решаются задачи уровня виртуальной рабочей станции; задачи уровня корневой операционной системы и аппаратной рабочей станции решаются средствами программного обеспечения и оборудования учебного заведения и/или обучающегося; задача модельного уровня решается посредством совокупности файлов, описывающих проведение эксперимента; задача теоретического уровня – совокупностью положений и знаний, на основе которых проводится описание процессов в исследуемой телекоммуникационной сети. В рамках практической реализации виртуальной лаборатории создан видеокурс, поясняющий возможности использования программного обеспечения, показана способность комплекса моделировать функционирование телекоммуникационной системы в различных режимах работы.

Ключевые слова: лабораторный комплекс, телекоммуникационная сеть, моделирование, программное обеспечение, анализ информационного трафика, network simulator, TCL, сетевые протоколы, виртуализация.

УДК: 004.896

Поступила в редакцию: 05.09.2024
Принята в печать: 25.10.2024

DOI: 10.24143/2072-9502-2024-4-89-106



© МИАН, 2024