RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика // Архив

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1. Матем., мех., 2015, номер 4, страницы 33–39 (Mi vmumm249)

Эта публикация цитируется в 2 статьях

Механика

Автоколебания в процессе торможения автомобиля

В. Г. Вильке, И. Л. Шаповалов

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, механико-математический факультет

Аннотация: Рассматривается движение автомобиля после блокировки колес, скольжение которых по дороге описывается моделью нелинейного вязкого трения с падающим участком характеристики. Используемая модель трения аппроксимирует модель сухого трения, когда трение покоя превосходит трение скольжения. В этом случае на некоторых этапах торможения автомобиля при соответствующих начальных условиях движения в системе наблюдаются автоколебания колес, которые порождают периодически изменяющуюся тангенциальную нагрузку на полотно дороги, что может служить причиной возникновения на ней волнообразного рельефа. Волнообразный рельеф чаще наблюдается на грунтовых дорогах в местах перед поворотами, где происходит интенсивное торможение. Исследование характера движения механической системы иллюстрируется числовыми примерами для уравнений Лагранжа второго рода и для уравнений, полученных методом усреднения канонических уравнений в переменных действие–угол.

Ключевые слова: модель автомобиля с подвеской, модель нелинейного вязкого трения, автоколебания в процессе торможения автомобиля.

УДК: 531.391

Поступила в редакцию: 19.02.2014


 Англоязычная версия: Moscow University Mathematics Bulletin, Moscow University Mеchanics Bulletin, 2015, 70:4, 79–85

Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024