RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Физико-математические науки» // Архив

Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Физ.-мат. науки, 2021, том 25, номер 1, страницы 97–110 (Mi vsgtu1827)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Механика деформируемого твердого тела

О соответствии теоретических моделей продольных колебаний стержня с кольцевыми дефектами экспериментальным данным

А. Л. Поповa, С. А. Садовскийb

a Институт проблем механики им. А. Ю. Ишлинского РАН, г. Москва, 119526, Россия
b Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, 129337, Россия

Аннотация: Рассматривается ряд теоретических моделей для описания продольных колебаний стержня. Наиболее простая и распространенная основана на волновом уравнении. Далее идет модель, учитывающая поперечное смещение (поправка Рэлея). Более совершенной считается модель Бишопа, учитывающая как поперечное смещение, так и деформацию сдвига. Казалось бы, чем совершеннее теоретическая модель, тем она лучше должна согласовываться с экспериментальными данными. Тем не менее при сравнении с реально определенным экспериментальным спектром продольных колебаний стержня на большой базе собственных частот оказывается, что это не совсем так. Причем в относительном проигрыше оказывается наиболее сложная модель Бишопа. Сопоставления проведены для стержня с малыми кольцевыми проточками, моделирующими поверхностные дефекты, который рассматривается как ступенчатый стержень. Затронуты также вопросы уточнения с помощью экспериментально найденных частот скорости продольных волн и коэффициента Пуассона материала стержня.

Ключевые слова: ступенчатый стержень, продольные колебания, волновое уравнение, поправка Рэлея, поправка Бишопа, экспериментальные данные, сравнение.

УДК: 539.3

MSC: 74H45, 74K10

Получение: 25 сентября 2020 г.
Исправление: 13 января 2021 г.
Принятие: 10 марта 2021 г.
Публикация онлайн: 17 марта 2021 г.

DOI: 10.14498/vsgtu1827



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024