RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Физико-математические науки» // Архив

Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Физ.-мат. науки, 2022, том 26, номер 2, страницы 339–354 (Mi vsgtu1885)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

Оценка влияния моделей турбулентности на описание процессов вихреобразования в ветроэнергетике

Е. В. Соломин, А. А. Терехин, А. С. Мартьянов, А. А. Ковалёв, Д. Р. Исмагилов, Г. Н. Рявкин, А. З. Кулганатов, Б. Т. Погорелов

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, 454080, Россия

Аннотация: Проведено сравнение результатов математического моделирования внешнего обтекания горизонтально-осевой ветроэнергетической установки Siemens модели SWT–3.6–120 (профиль лопасти B52) с применением осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса, замкнутых моделями турбулентности $k{-}\varepsilon$, $k{-}\omega$ Shear Stress Transport и Eddy Viscosity Transport. Задача верного определения угла отклонения вектора скорости над гондолой ветроэнергетической установки обусловлена работой системы ориентации, от которой зависит эффективность всей установки. В качестве критерия сравнения выбрано число Струхаля, определенного для поперечного обтекания цилиндра, описывающего частоту формирования вихревой структуры за комлевой частью лопасти ветроэнергетической установки. Расчетная область состоит из трех миллионов тетраэдрических элементов с призматическим слоем на поверхности гондолы с применением локального измельчения. Место регистрации параметров направления потока расположено на высоте 3 м над гондолой и на расстоянии 8 м от комлевой части лопасти, что соответствует стандартному расположению анеморумбометра. Анализ полученных результатов показал, что модели турбулентности $k{-}\varepsilon$ и Eddy Viscosity Transport практически одинаково описывают параметры потока над гондолой ветроэнергетической установки, но модель Eddy Viscosity Transport имеет одно дифференциальное уравнение, тем самым ее применение является более предпочтительным по критерию вычислительных затрат. Преимущество модели Eddy Viscosity Transport также заключается в меньшем количестве замыкающих полуэмпирических констант, анализ которых позволяет расширить область применения инженерных методик описания турбулентных процессов для решения практических задач, связанных с проектированием систем управления ветроэнергетическими установками, повышающих коэффициент полезного действия таких установок.

Ключевые слова: ветер, горизонтально-осевая ветроэнергетическая установка, число Струхаля, флюгер, электроэнергия, лопасть, аэродинамический профиль, вихрь.

УДК: 517.958:621.311.245

MSC: 76G25, 76N15, 76F05

Получение: 18 сентября 2021 г.
Исправление: 21 декабря 2021 г.
Принятие: 25 декабря 2021 г.
Публикация онлайн: 15 июня 2022 г.

DOI: 10.14498/vsgtu1885



© МИАН, 2024