RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 10. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления // Архив

Вестн. С.-Петербург. ун-та. Сер. 10. Прикл. матем. Информ. Проц. упр., 2014, выпуск 2, страницы 120–129 (Mi vspui191)

Эта публикация цитируется в 5 статьях

Процессы управления

Оптимальные стратегии управления транспортными потоками на сети из параллельных каналов

А. Ю. Крылатов

Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация: Управление транспортными потоками — одна из важнейших задач современных мегаполисов. Урбанизация совместно с развитием автотранспортной промышленности привела к возникновению огромных потоков автомобилей, движущихся по улицам современных больших городов. Внушительное скопление машин в условиях ограниченной — в значительной степени уже сложившейся — дорожно-транспортной инфраструктуры приводит к возникновению заторов на дорогах и, как следствие, к вынужденным задержкам цепей поставок. Последнее, в свою очередь, влечет за собой серьезные потери в экономике. Таким образом, существует объективный запрос на развитие методологии управления транспортными потоками и их перераспределения. В настоящей работе изучается проблема нахождения оптимальных управленческих стратегий распределения транспортных потоков на сети из параллельных каналов. В качестве оптимальных стратегий рассматриваются равновесные по Вардропу распределения транспортных потоков. Изучение распределительных стратегий на сети из параллельных каналов обусловлено исследованиями, согласно которым сеть произвольной топологии следует представлять в виде множества пар районов отправления–прибытия, соединенных между собой набором параллельных маршрутов. Использование линейной BPR-функции задержки в сформулированной задаче позволяет найти конкурентное равновесие и системный оптимум в явном виде. Явный вид управленческих стратегий позволит реализовать эффективные приложения в системах улично-дорожной сети (УДС) или интеллектуальных системах управления инфраструктурой УДС большой размерности. В самом деле, полученные явно конкурентно равновесные распределения могут лечь в основу быстродействующих приложений для систем навигации автомобилей в потоках большого объема, опирающихся при оценке транспортного потока не использующих навигационное оборудование автомобилей на принципы Вардропа. В свою очередь, системно оптимальные решения могут быть применены при нахождении оптимальной топологии УДС большого города. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: равновесие по Вардропу, распределение транспортных потоков.

УДК: 51-74

Поступила: 19 декабря 2013 г.



© МИАН, 2024