Аннотация:
Интенсивное развитие мировой экономики и соответствующей транспортной
инфраструктуры постоянно порождаeт массу проблем, которые,
в первую очередь, связаны с безопасностью движения транспортных
средств. В частности, особую значимость имеют вопросы безопасности
движения судов в условиях постоянно растущего морского трафика.
Главное внимание уделяется развитию методов и разработке
расчетных алгоритмов синтеза многоцелевого управления в морских
автопилотах, основное назначение которых состоит в парировании
воздействий морского волнения для сохранения движения по заданному
курсу. В настоящее время используются различные подходы
к проектированию автопилотов, опубликовано большое число научных
работ, однако исчерпывающим образом проблема синтеза законов
управления для этих систем полностью не решена. Прежде
всего это связано с их многоцелевым предназначением,
определяющим необходимость работы в разных режимах движения
с противоречивыми требованиями к качеству динамических процессов.
В данной статье предлагается использовать обратные связи
с многоцелевой структурой при синтезе законов управления для
автопилотов и вводится в рассмотрение формирующий фильтр
для возмущения, номинально представляемого гауссовским
стационарным «белым шумом». В итоге дается расчетный алгоритм,
базирующийся на идеологии $H_\infty$-оптимизации, позволяющей
обеспечить гарантированное качество фильтрации для работы
автопилота при движении в условиях морского волнения.
Использование таких алгоритмов проиллюстрировано на примере,
результат которого по построению оптимального регулятора является
гарантирующим, т. е. при любом изменении частоты фактического
волнения и при той же интенсивности работы рулей амплитуда
отклонений от заданного курса будет не больше указанной величины.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные методы
исходно ориентированы на решение содержательных задач с учетом
возможностей непосредственного применения синтезируемых законов
управления на борту судна в ходе плавания. Особую роль играют
малые вычислительные затраты при реализации предлагаемых методов,
что позволяет повысить эффективность решения практических
задач в рамках концепции многоцелевого синтеза законов управления
движением. Предложенный подход можно расширить, применяя его для
управления беспилотными и другими морскими подвижными объектами.
Библиогр. 11 назв. Ил. 1.