Аннотация:
К наиболее значимым функциям налоговой системы, характеризующим различные аспекты ее деятельности, относятся фискальная, социальная, регулирующая, распределительная, стимулирующая и контрольная. Для реализации корректной работы каждой из этих функций необходимо осуществление налогового контроля, важной частью которого являются налоговые проверки. Однако в более ранних работах было показано, что осуществление налоговых проверок с оптимальной вероятностью — дорогостоящая процедура. В силу ограниченности бюджета налоговых органов такие проверки не всегда осуществимы. Поэтому для увеличения собираемости налогов следует применять дополнительные способы стимуляции налогоплательщиков к честной выплате налогов. В данной работе исследована модель налогового контроля, рассматривающая в качестве дополнительной стимуляции выплат распространение информации о возможном налоговом аудите в среде налогоплательщиков. В рамках эволюционного подхода к моделированию как агентов популяции рассматриваются налогоплательщики, обладающие различными риск-статусами: риск-склонные, риск-нейтральные и риск-избегающие. Идея распространения информации в популяции исследована на основе марковского процесса в сетях с различной структурой. Изучено влияние указанной информации на окончательное распределение риск-статусов и налоговых уклонений налогоплательщиков. Проведена серия экспериментов по моделированию сетей и процесса распространения информации в них. Рассмотрены модели с искусственно внедренными центрами влияния и в их отсутствие. Представлен сравнительный анализ полученных результатов.
Ключевые слова:налоговые проверки, риск-склонность, распространение информации, марковские процессы на сети, динамика мнений.