RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник российских университетов. Математика // Архив

Вестник российских университетов. Математика, 2020, том 25, выпуск 130, страницы 196–244 (Mi vtamu181)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Научные статьи

Релаксации игровой задачи сближения, связанные с альтернативой в дифференциальной игре сближения-уклонения

А. Г. Ченцовab

a Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
b ФГБУН «Институт математики и механики им. Н. Н. Красовского» Уральского отделения Российской академии наук

Аннотация: Рассматривается дифференциальная игра (ДИ) сближения-уклонения на конечном промежутке времени, в которой в качестве параметров используются целевое множество (ЦМ) и множество, определяющее фазовые ограничения (ФО). Игрок I; заинтересованный в осуществлении сближения с ЦМ при соблюдении ФО, использует многозначные квазистратегии (неупреждающие стратегии), а игрок II; имеющий противоположную цель, - стратегии с неупреждающим выбором моментов коррекции и конечным числом таких моментов. Постановка на содержательном уровне соответствует теореме об альтернативе Н. Н. Красовского и А. И. Субботина. Для позиций, не принадлежащих множеству позиционного поглощения, представляет интерес определение наименьшего размера окрестностей множеств-параметров, при которых игрок I гарантирует сближение при ослабленных вышеупомянутым способом условиях задачи. В работе эта схема дополняется элементами приоритетности в вопросах достижения ЦМ и соблюдения ФО, что достигается введением специального параметра, определяющего соотношение размеров соответствующих окрестностей. В этих условиях функция оптимального размера окрестности ЦМ, определенная на пространстве позиций, реали зуется посредством процедуры на основе метода программных итераций, применяемого в двух вариантах. Упомянутая функция является при этом неподвижной точкой одного из используемых «программных» операторов. Указан специальный тип функционалов качества, для которого значения вышеупомянутой функции позиции совпадают с ценой игры на минимакс-максимин.

Ключевые слова: дифференциальная игра, квазистратегия, метод программных итераций.

УДК: 517.977, 519.837.3

Поступила в редакцию: 23.03.2020

DOI: 10.20310/2686-9667-2020-25-130-196-244



© МИАН, 2024