Аннотация:
Данная работа является продолжением работ авторов по проблематике моделирования строения социума методом генерации случайных графов. В своих предыдущих работах авторы экспериментально доказали, что социальный граф имеет строгую ориентацию направления распространения информации от долей графа с высокой плотностью связей к долям графа, имеющим более низкую плотность связей. Авторами предлагался метод определения ориентации социального графа путем исследования соотношения количества исходящих связей к входящим. Этот метод нашел применение в анализе почтовых рассылок, но оказался практически не применим в анализе социальных сетей, так как подсчет входящих и исходящих связей требовал составления возвещённых социальных графов — затратной по времени и вычислительным ресурсам задачи, не имеющей на сегодняшний день решения за полиномиальное время.
Так как вопрос анализа социальных сетей представляет собой не только строго научный, но и практический интерес, авторами была разработана и апробирована методика определения ориентации социальных графов методом анализа числовых характеристик графа. Новый метод не требует детального анализа переписки пользователей социальных сетей, а оперирует открытой информацией пользователей — списком друзей (френд-лист).
Конечной целью данной работы авторов является разработка простых и действенных методов анализа социальных сетей на предмет выявления «лидеров мнения», путей распространения информации, в том числе пропагандирующих девиационные и зависимые формы поведения, выявления антисистем и отдельных закрытых сетевых сообществ, общего мониторинга состояния социальных систем.
Ключевые слова:социальный граф, случайные графы, числовые характеристики графов, ориентация социального графа.