RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Математическое моделирование и программирование» // Архив

Вестн. ЮУрГУ. Сер. Матем. моделирование и программирование, 2014, том 7, выпуск 1, страницы 76–89 (Mi vyuru120)

Эта публикация цитируется в 1 статье

Математическое моделирование

Статика и динамика стержня при продольном нагружении

Н. Ф. Морозовa, П. Е. Товстикa, Т. П. Товстикb

a Санкт-Петербургский государственный университет (г. С. Петербург, Российская Федерация)
b Институт проблем машиноведения РАН (г. С. Петербург, Российская Федерация)

Аннотация: Дается краткий обзор работ по статической и динамической устойчивости тонкого стержня под действием осевого сжатия. При линейном подходе критическая нагрузка при статическом сжатии найдена Л. Эйлером. В работе М. А. Лаврентьева и А. Ю. Ишлинского установлено, что при интенсивном нагружении, существенно превосходящем эйлерову статическую критическую нагрузку, наибольшую скорость роста амплитуды поперечного прогиба имеет форма с большим числом волн в продольном направлении. Последующие исследования связаны с учетом распространения продольных волн по длине стержня. Исследованы условия возникновения параметрических резонансов, установлена возможность потери устойчивости при нагрузке, меньшей эйлеровой. При квази-линейном подходе обнаружен эффект возникновения биений с переходом энергии продольных колебаний в поперечные и наоборот. При длительном воздействии с нагрузкой, превосходящей эйлерову, как линейный, так и квазилинейный подход не приводит к конечным значениям амплитуды поперечных перемещений. Поэтому используется нелинейный подход. Исследуется развитие закритических деформаций стержня и отмечается связь картины деформирования с эффектом, обнаруженным Лаврентьевым и Ишлинским, с одной стороны, и с эластиками Эйлера — с другой.

Ключевые слова: устойчивость стержня; параметрический резонанс; биения; эластики Эйлера.

УДК: 539.3

MSC: 74H10

Поступила в редакцию: 09.12.2013

DOI: 10.14529/mmp140107



© МИАН, 2024