Аннотация:
Рассматривается задача
последовательного обхода мегаполисов с условиями предшествования и
выполнением работ в пределах данных мегаполисов. Предполагается, что
стоимости перемещений зависят от параметра, который имеет смысл
дискретного времени; упомянутая зависимость может отражать
приоритеты клиентов, связанных с обслуживаемыми мегаполисами и
частично компенсирующих затраты исполнителей. Построенный
метод решения объективно отвечает широко понимаемому динамическому
программированию, применяемому для решения задачи маршрутизации с
ограничениями. Предложено расширение исходной задачи, использующее
эквивалентное преобразование системы ограничений, в результате чего
допустимость (маршрутов) по предшествованию заменяется допустимостью
«по вычеркиванию» (заданий из списка). Тем самым ограничения на маршрут
в целом сводятся к системе ограничений на текущие перемещения, что
позволяет получить уравнение Беллмана. Для использования последнего в
вычислительной процедуре построения слоев функции Беллмана используется
подход, в рамках которого предусматривается построение всего массива
значений упомянутой функции; данный подход базируется на использовании
только существенных (по предшествованию) списков заданий, чем
достигается экономия вычислений.
Приложения развиваемой теории могут быть связаны с задачами, касающимися
снижения облучаемости персонала атомных электростанций при работах в
условиях аварийных ситуаций, а также с задачами транспортного обслуживания
большого числа клиентов при наличии условий приоритетности, влияющих на
выбор очередности обслуживания.
Ключевые слова:маршрут, условия предшествования, динамическое программирование.